Ремонт деталей передней подвески КрАЗ-257


Рис. 114. Приспособление для проверки балки передней оси

Ремонт деталей передней подвески. Погнутость балки прове­ряют в приспособлении, изображенном на рис. 114. Балку, следу­ет править в холодном состоянии под прессом. Стрела прогиба балки в горизонтальной плоскости на длине между серединами площадок рессор допускается не более ±3 мм. В табл. 24 при­ведены материалы основных деталей передней подвески.

Изношенные отверстия оси под головку центрового болта рес­соры заваривают и сверлят новые диаметром 21 мм.

При длительной эксплуатации автомобиля возможен износ отверстий под шкворни в балке моста. Износ может наступить и раньше, если в период эксплуатации нет должного контроля за степенью затяжки гаек шкворней. Такой износ восстанавливают ремонтом отверстия в балке и установкой нового шкворня и втулок. Номинальные и допустимые без ремонта размеры шквор­ня и сопрягаемых с ним деталей приведены в табл. 25. Как пра­вило, изношенные детали шкворневой группы подлежат замене. Номинальные размеры втулок и шкворня приведены на рисун­ках 115, 116 и 117.

Рис. 115. Втулка шкворня под номинальный диаметр

Рис. 115. Втулка шкворня под номинальный диаметр

Рис. 116. Шкворень

Рис. 116. Шкворень

Рис. 117. Верхняя втулка шкворня

Рис. 117. Верхняя втулка шкворня

Характерными дефектами поворотных цапф являются: износ отверстий под втулки шкворня, износ шеек под подшипниками ступицы, износ отверстий под рычаги рулевой трапеции и срыв резьбы на хвостовике.

Втулки шкворня поворотной цапфы подлежат замене при за­зоре в сопряжении со шкворнем более 0,1 мм. Запрессованные в поворотную цапфу ремонтные втулки обрабатывают и калибру­ют разверткой до размера, соответствующего подготовленному. Развернуть бронзовую втулку разверткой, извлечь направляю­щую втулку, а на ее место за­прессовать вторую бронзовую втулку (рис. 118, б). Чтобы раз­вернуть вновь запрессованную бронзовую втулку, необходимо режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую втулку.


Рис. 118. Последовательность развертывания втулок шкворня

Рис. 118. Последовательность развертывания втулок шкворня

Таблица 2 Материалы основных деталей передней подвески

№ Деталей Наименование Материал Твердесть
2200-3001016 Втулка шкворня Бронза
Бр.ОЦС 4,4-2,5
200-3001019-A Шкворень Сталь 45 HRC-56-6
200-3001024 Шайба шкворня установочная Сталь 45
200-3001026 Втулка распорная шкворня Сталь 20 Цементировать
HRC-56-63
210-2902012 Рессора Сталь 60С2А HB 363-444
256-2902408
210-2902409-Б
Стремянки передней рессоры Сталь 40*H HB 321-373


Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей передней подвески

№ Деталей Наименование деталей и сопряжений Размеры, мм
Номинальный
Размеры, мм
Допустимый без ремонта
200-3001026 Втулка распорная - внутренний диаметр 39+0,027 -
200-3001019А Шкворень - диаметр шейки под втулку 39+-0,008 38,9
200-3001012Б
200-3001013Б
Поворотные цапфы - диаметры отверстий под втулки 53+0,060 53,1
200-3001016 Втулка шкворня - наружный диаметр 53+0,21
+0,15
-
200-3103015А Ступица - диаметр гнезда под наружный подшипник 110-0,034 110,0
ГПЗ 7610 Подшипник - наружный диаметр 110-0,015 -
200-3001012Б
200-3001013Б
Поворотные цапфы - диаметр шейки под внутренний подшипник 65-0,030
-0,049
64,93
ГПЗ 7613 Подшипник - внутренний диаметр 65,0,015 -
200-3001012Б
200-3001013Б
Поворотные цапфы - диаметр шейки под наружный подшипник 50-0,010
- 0,027
49,94
ГПЗ -7610 Подшипник - внутренний диаметр 50 - 0,012
-


Изношенные отверстия в по­воротных цапфах под втулки шкворня обрабатывают до ре­монтных размеров:

лис­тов по рис. 119

№ листов по каталогу

Длина выпрям­ленного листа, мм

Расстояние от конца листа до оси, мм

Внутренний ради­ус кривизны до сборки R, мм

Стрелка про­гиба листа до Сборки /1, мм

I

200-2902101

1376

688

4000

51

2

200-2902102

1376

688

3000

68

3

200-2902103

1150

575

2400

69

4

210-2902104

1110

555

2000

74,5

5

200-2902104

1005

592,5

2000

65

6

210-2902106

955

477,5

1800

63,5

7

200-2902105

890

445

1800

55

8

200-2902106

780

390

17С0

42,5

9

200-2902107

630

315

1600

30,5

10

200-2902108

500

250

1600

19,5

11

200-2902109

370

185

1600

10,5

12

20)0-2902110

240

120

1600

4,5

Рис. 119. Передня рессора

Рис. 184. Передяя рессора

Износ шпоночного паза в отверстии поворотной цапфы допус­кается до 12,3 мм по ширине.

Допускается износ внутренних поверхностей ушек поворот­ных цапф под головку балки передней оси до размера 124,0 мм.

Передняя рессора состоит из 12 листов сечением 89X9,5 мм. Нумерация листов и основные параметры даны на рис. 119. Характеристика и размеры листов рессоры приведены в табл. 26.

Лопнувшие листы и листы, имеющие трещины, следует заме­нить. Листы, у которых радиус кривизны не соответствует дан­ным табл. 26, необходимо отрихтовать.

Перед сборкой рессоры листы смазать графитной смазкой УСсА (ГОСТ 3333—55). Допускается для смазки листов приме­нять смесь масел, состоящую из 30% солидола, 40% нигрола и 30% графита.

При сборке рессор выполнять следующие требования.

Головки заклепок крепления чашек не должны выступать над поверхностью листов.

Зазор между плоскостями чашек и листов не должен превы­шать 1,5 мм;

После затяжки гайки стяжного болта и болтов хомутов резь­бу на болтах раскернить.

После сборки рессору подвергнуть осадке на подвижных опо­рах до прогиба 215 мм (при нагрузке 5500 кГ) от свободного состояния. Подвергнутая осадке рессора не должна давать доста­точной деформации от нагрузки 5000 кГ. При нагрузке 2000 кГ прогиб рессоры от свободного состояния должен быть в преде­лах 85±8 мм.

При установке рессоры в кронштей­ны болты крышек затягивать с выпрям­ленной рессорой. Амортизатор. Снятый с автомо­биля амортизатор очистить от грязи и промыть в дизельном топливе. Проверить действие амортизатора. Неисправный амортизатор разобрать в следующей последовательности.

Закрепить амортизатор с тисках за нижнюю проушину и поднять шток 9 (рис. 120) вместе с защитным кожухом 10 вверх до упора поршня 11 в крышку 6 цилиндра.

При помощи ключа (см. рис. 8) отвернуть гайку 2 (ем. рис. 120) корпуса и вынуть из ци­линдра 8 шток вместе с крышкой 6 и поршнем 11. Снять амортизатор с дисков, вылить из него амортизаторную жидкость и вынуть цилиндр 8.

Рисунок 120. Амортизатор

Рис. 120. Амортизатор

Выпрессовать из цилиндра основание 14. За­крепить в тисках шток за проушину, отвернуть гайку поршня и снять поршень со штока, пред­варительно нанеся метки на штоке и поршне для фиксации их взаимного положения.

Снять со штока крышку 6 цилиндра и корпус сальника 4.

Из корпуса сальника извлечь защитное вой­лочное кольцо 3 и сальник 4, выпрессовав его деревянным стержнем. Снять компрессионные кольца с поршня. Разобрать основание 14 цыилиндра.

Все детали амортизатора тщательно промыть в бензине, просушить и проверить их состояние.

В процессе эксплуатации амортизато­ра возможны следующие неисправности.

Износ штока и задиры на его по­верхности. Усадка пли поломка пружин клапанов. Износ компрессионных колец поршня. Течь амортизаторной жидкости через сальниковое уплотнение амортизатора сводится, как правило, к замене деталей. При замене компрессорных колец следует помнить, что они унифицированы с компрессион­ными кольцами компрессора автомоби­лей МАЗ-200 и КрАЗ первых выпусков.

Очень часто плохая работа аморти­затора происходит от недостаточного ко­личества амортизаторной жидкости, по ­этому в процессе эксплуатации необходи­мо следить за отсутствием течи из-под сальникового уплотнения и своевременно доливать жидкость. Нельзя допускать работу амортизатора с малым количеством жидкости в цилиндре, так как это приводит к быстрому износу клапанов.

Собирают амортизатор в последовательности, обратной раз­борке. При сборке детали клапанов не допускается протирать ветошью. Перед установкой новый сальник смазать смазкой, состоящей из 10 весовых частей смазки ЦПАТИМ-201 и одной весовой части порошкообразного графита марки II.

Амортизаторную жидкость заливают после установки в кор­пус 15 амортизатора цилиндра 8.

После сборки амортизатора проверить сопротивление переме­щению штока с поршнем при ходе сжатия и отбоя.

Тяги рулевой трапеции. Дефектами тяг трапеции мо­гут быть: износ шаровых пальцев и их сухарей, поломки пружин сухарей, износ отверстий в рулевых тягах в месте прохода шаро­вого пальца. Допустимый без ремонта диаметр отверстия под шаровой палец в продольной рулевой тяге — 40,5 мм (номиналь­ный — 38,5 мм). Погнутости тяг устраняют правкой. Срыв резьбы под наконечники тяг устраняют наплавкой и последующей обра­боткой под номинальный размер. Изношенные детали шарниров рулевых тяг, как правило, заменяют новыми.

При сборке тяг рулевой трапеции полости наконечников на­полнить солидолом. Сухарь пальца должен свободно перемещать­ся в отверстии наконечника. Опорную пяту завернуть до отказа, а затем отвернуть до положения, при котором возможна уста­новка болта опорной пяты. Шаровой палец должен качаться от руки. При отпущенных стяжных болтах на тягу должны сво­бодно навертываться наконечники.

После сборки и установки рулевых тяг рулевую трапецию отрегулировать.

Ступицы передних колес. В ступицах после длитель­ной эксплуатации могут появиться трещины на ребрах жестко­сти или поломка шпилек колес. Обычно эти дефекты являются следствием систематических перегрузок автомобиля и отсутстви­ем контроля за состоянием крепления передних колес. При обна­руженые этих дефектов ступицу и шпильки немедленно заменить. Эксплуатировать автомобиль с трещинами в ступицах запреща­ется.

Сборка передней подвески. Переднюю подвеску лучше всего собирать на стенде, позволяющем надежно закре­пить балку передней оси. Порядок сборки следующий:

Установить и закрепить в поворотных цапфах рычаги рулевой трапеции.

Установить на балку передней оси поворотные цапфы, для чего:

установить шайбу со сферической поверхностью, упорный подпишите 14 (см. рис. 111), регулировочные шайбы толщиной 0,15 н 0,3 ми, шкворень 13 и стальную распорную втулку в верхнюю покрышку поворотной цапфы:

проверить зазор между верхней покрышки поворотной цапфы по балкон. За­зор должен быть не более 0,2 мм. При большем зазоре добавить регулировочные шайбы;

установить уплотнительное кольцо шкворня, защитную шайбу уплотнительного кольца, замковую шайбу гайки, навернуть и затянуть гайку, отогнуть замковую шайбу на грань гайки;

установить в нижнюю покрышку поворотной цапфы заглушку и открыть ее. Установить продольную рулевую тягу, для чего: на шаровые пальцы тяги установить сальники, крышки и пружины сальни­ков;

соединить шаровые пальцы тяги с поворотными рычагами, затянуть и за­шплинтовать гайки шаровых пальцев.

Установить тормозные диски 10 и маслоотражатели 16, тормозные колодки 9, оси тормозных колодок, разжимные кулаки и стяжные пружины колодок.

Собрать и установить ступицы, для чего:

запрессовать наружные обоймы внутренних подшипников 1, установить в них подшипники и запрессовать сальники И ступицы; запрессовать наружные обоймы наружных подшипников 7;

наполнить внутренние полости ступиц солидолом и смазать подшипники, уста­новить ступицы на оси поворотных цапф;

установить наружные подшипники 7 и отрегулировать их.

Установить передние колеса и отрегулировать их схождение.