Регулировка рулевого механизма КрАЗ-256

В процессе эксплуатации автомобиля детали рулевого механизма и рулевого привода изнашиваются, что является причиной возникновения чрезмерных зазоров в рулевом управлении. Наличие этих зазоров вызывает неустойчивость движения автомобиля, ухудшает управление им и снижает безопасность движения.

Прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, следует проверить состояние крепления картера рулевого механизма, посадку ведущего рычага на валу сектора рулевого механизма, крепление поворотных рычагов, состояние шарнирных соединений продольных и поперечных рулевых тяг.

Особое внимание нужно обратить на целостность пружины 4 (рис. 37) сопротивления, так как в случае ее ослабления или поломки люфт рулевого колеса резко увеличивается.

Рисунок 37 - Механизм включения усилителя рулевого управления

Рис. 37. Механизм включения усилителя рулевого управления

Если подтягивание креплений и регулировка шарнирных соединений рулевого привода не привели к уменьшению свободного хода рулевого колеса, а его величина превышает 25°, проверить и отрегулировать рулевой механизм.

При проверке и регулировке рулевого механизма строго руководствоваться такой последовательностью: сначала проверить и отрегулировать осевой люфт рулевого вала в подшипниках, а затем зацепление червяка с сектором.Рис 37. Механизм включения усилителя рулевого управления:

1 рулевой механизм; 2 — кронштейн; 3 — тяга; 4 — пружина сопротивления; 5 — втулка; € — кольцевая гайка, 7 — коромысло воздухораспределителя;

8 — установочный болт; 9 —* регулировочный винт; 10 — контргайка; 11, 12, 13 и 15 — гайки; 14 — крышка; 16 — ведущий рычаг; 17 — хомут тяги привода; 18 — рычаг управления; 19 — палец ведущего рычага; 20 — воздухораспределитель: 21 — тяга привода воздухораспределителя; 22 — продольная рулевая тяга Подшипники рулевого вала нужно регулировать в следующем порядке.

Отъединить продольную рулевую тягу 22 от рычага 18 управления. Снять ведущий рычаг 16 и рычаг 18 управления, предварительно отвернув гайку 15 их крепления и отъединив тягу 21 на коромысле 7 воздухораспределителя усилителя рулевого управления.

Слить масло из картера рулевого механизма.

Снять рулевой механизм 1 с автомобиля.

Ослабить гайки крепления нижней крышки 1 (рис. 38) картера рулевого механизма и отвести крышку от картера (это необходимо для того, чтобы уменьшить нажим сальника 2 на червяк).

Рис. 38. Рулевой механизм

Рис. 38. Рулевой механизм

Снять боковую крышку 20 и вывести сектор 5 из зацепления с червяком 4.

Отогнуть стопорную шайбу 10 верхней крышки и отвернуть крышку 11.

Удалить из-под крышки часть регулировочных прокладок 9, затянуть крышку до отказа и проверить затяжку подшипников рулевого вала динамометром. Вал должен вращаться от усилия 0,3—0,9 кГ, приложенного к ободу рулевого колеса по касательной.

По окончании регулировки отогнуть край стопорной шайбы на грань верхней крышки 11 (при этом усик шайбы должен войти в паз горловины картера) и затянуть гайки крепления нижней крышки.

Ввести в зацепление с червяком сектор по меткам, нанесенным на червяке и секторе, поставить на место боковую крышку и закрепить болтами.

Боковой зазор в зацеплении сектора с червяком проверяют перемещением вала сектора в осевом направлении. При обнаружении заметного люфта зацепление отрегулировать в следующем порядке.

Отвернуть болты боковой крышки 20 и осторожно, чтобы не повредить прокладку, снять крышку.

Снять упорную бронзовую шайбу 19 и заменить ее новой шайбой большей толщины, подобранной и пришлифованной по месту. При правильно отрегулированном зацеплении осевой зазор вала сектора должен быть не более 0,03 мм при среднем положении сектора и 0,25—0,60 мм для крайних положений сектора. При этом разность осевых зазоров в зацеплении сектора в крайних положениях не должна превышать 0,2 мм.

Правильность регулировки осевого зазора на собранном рулевом механизме можно проверить по величине углового перемещения вала сектора.

Угловое перемещение вала сектора, измеренное индикатором по ведущему рычагу на радиусе 200 мм, должно быть в пределах 0,00— 0,07 мм для среднего положения сектора и в пределах 0,6—1,4 мм для крайних положений.

При проверке осевого зазора необходимо следить за тем, что-бы ведущий рычаг рулевого механизма был надежно закреплен на шлицевом конце вала сектора.

Правильность регулировки рулевого механизма в целом (подшипников вала и зацепления рабочей пары) может быть проверена динамометром по величине усилия, необходимого для проворачивания рулевого колеса. Это усилие не должно превышать 2,8 кГ.