Колеса и шины УРАЛ-63685

На автомобиле установлены дисковые колеса с камерными радиальными шинами 12,00R20.

Обод колеса 8,5-20 разъемный имеет съемные бортовое и замочное кольца. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины.

Передние колеса одинарные (рис. 29), задние — сдвоенные (рис. 30). Для доступа к вентилю внутреннего заднего колеса применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.

Установка передних колес Урал-63685

Рис. 29. Установка передних колес:

1-покрышка; 2-камера; 3-ободная лента; 4-гайка крепления колеса; 5-колпак защитный; 6-основание обода колеса; 7-кольцо замочное; 8-пружина груза балансировочного; 9-груз балансировочный; 10-кольцо бортовое

Рис. 30. Установка задних колес:

1-колесо в сборе с шиной; 2-кронштейн; 3-удлинитель вентиля

Колеса закрепляются на ступице десятью гайками в сборе с упорными шайбами. Центрирование колес по центральному отверстию диска.

Гайки крепления передних колес закрываются защитными дисками (колпаками), которые закрепляются этими гайками в пяти точках.

Уход за колесами и шинами

Уход за колесами и шинами заключается в правильной подготовке их к эксплуатации (подбор и монтаж), соблюдении норм нагрузок и давления, своевременном техническом обслуживании колес и шин, поддержании в исправном состоянии узлов ходовой части и других узлов автомобилей, влияющих на работу шин, соблюдении правил и приемов вождения автомобиля.

При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001-04), введенными в действие с 01.02.2004 г.

Обслуживание шин. При ежедневном обслуживании и каждом ТО проверить со-стояние шин и колес: удалить застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами; шины не должны иметь разрушений, неотремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов), местных отслоений протектора и боковины, а колеса — механических повреждений, коррозии и трещин на деталях; проверить исправность вентилей, золотников, наличие колпачков, определиться с пригодностью шин по из-носу протектора и подбору их по осям автомобиля, проверить крепление колес и давление воздуха в шинах.

При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и колесам принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену. Любое повреждение шины должно быть ос-мотрено специалистом, который определит возможно отремонтировать шину или нет. Ремонт должен быть осуществлен специалистом, который возьмет на себя ответственность за ремонт.

Кроме того, при ТО производится проверка схождения и углов установки передних колес и их балансировка.

Следует осматривать шины на стоянках с целью удаления инородных предметов (камни, стекла и др.), застрявшие в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами, при необходимости произвести ремонт поврежденных шин, пользуясь автоаптечками.

Не допускается эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением колес или при отсутствии хотя бы одной гайки или болта крепления.

Не реже одного раза в неделю проверять внутреннее давление во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной и довести его до нормы.

Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах ручным манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного мано-метра. Запрещается снижать давление в теплых шинах.

Подкачивать шины без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.

Для подкачки шин следует пользоваться шлангом для подкачки шин или любым другим шлангом с наконечником и накидной гайкой под резьбу М16х1,5 на другом конце шланга. Подсоединять шланг к клапану накачки шин (см. раздел «Тормозные системы»).

При подкачке шин запрещается находиться в зоне подкачиваемого колеса.

Движение на шинах с пониженным внутренним давлением не допускается, так как это может привести к перегреву шины и термическим повреждениям ее составных частей. Эти повреждения необратимы и могут привести к разрыву колеса и внезапному резкому полному падению давления в шине.

Последствия движения на недокачанной шине могут проявиться не сразу, иногда, да-же после того, как давление было установлено в соответствии с нормой. Во избежание этого, если падает давление в шине, необходимо остановиться как можно скорее, выявить и устранить причину утечки. При необходимости смены камеры выполнить монтажно-демонтажные работы. При уводе автомобиля в сторону также немедленно остановить автомобиль и определить причину его увода.

Соблюдение норм внутреннего давления играет первостепенную роль в обеспечении безопасности движения, сохранности шин и экономии топлива.

Запрещается стоянка автомобиля на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы.

Не допускается стоянка автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных — более 10 суток. При необходимости более продолжительной сто-янки автомобиля следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль.

Места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля.

При обнаружении на шинах нефтепродуктов протереть шины досуха.

Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости: при наличии неравномерного или интенсивного износа рисунка протектора, необходимости подбора шины по осям и сдвоенным колесам, необходимости установки на переднюю ось более надежных шин.

При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора шин, который может вызываться неисправностями ходовой части, рулевого управления или тормозов, а также неправильным вождением, следует установить причину его появления и принять меры к ликвидации этих причин, независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля. Одновременно определить возможность дальнейшей эксплуатации этих шин.

Не допускается установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различным рисунком протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

При частичной замене шин, вышедших из строя, производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.

Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.

Рекомендуется новые шины взамен изношенных (освежаемых) менять полным комплектом.

Шиномонтажные работы. Монтаж и демонтаж шины выполнять на специально оборудованном участке с применением специализированного оборудования, приспособлений и инструмента; в пути на ровной горизонтальной площадке, в условиях, исключающих попадание песка и грязи внутрь шины (на разостланном брезенте или другой подстилке) инструментом из штатного комплекта инструмента и принадлежностей.

При монтажно-демонтажных работах необходимо помнить правила:

- не снимать и не ставить колесо с шиной на автомобиль, не убедившись в надежно-сти вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослаблять и затягивать (окончательно) на невывешенном и заторможенном автомобиле, при этом необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково;

- не снимать со ступицы колесо с шиной не выпустив предварительно полностью воздух из шины.

Запрещается демонтаж с обода шин, находящихся под давлением.

При выпуске воздуха из шин необходимо соблюдать осторожность, поскольку при этом возможно ранение глаз частицами, которые выбрасываются из колеса вместе с воздухом;

- не монтировать шину на обод, не соответствующий по размерам данной шине, и не устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины; не использовать бортовые и замочные кольца от колес другого типоразмера;

- производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели автомобиля;

- не применять шины с предельным износом рисунка протектора (остаточная высота шашек менее 1,0 мм или по появлению индикатора износа), шины с расслоением каркаса, отслоением протектора или боковины, не отремонтированными местными повреждениями или разрывами до нитей корда и сквозными пробоинами, повреждениями металлических бортовых колец покрышки, поврежденным вентилем;

- не допускаются к монтажу покрышки, борта которых имеют наплывы, выпрессовки резины и облой на носке, задиры и повреждения, препятствующие монтажу;

- не допускается применение при монтажно-демонтажных работах кувалд и подобных предметов, способных деформировать детали колес;

- монтажно-демонтажные работы выполнять без резкого приложения физического усилия к монтажным лопаткам, прикладываемое усилие не должно привести к соскальзыванию или поломке концов монтажных лопаток, не допускается наличие грязи и ржавчины на монтажных лопатках, а также острых кромок и заусенцев во избежание порезов и повреждений бортов шин, камер и ободных лент;

- не приступать к накачиванию шины, не убедившись, что замочное кольцо заняло правильное положение в канавке основания обода, соответствующее накачанному колесу, и надежно замкнуто на ободе бортовым кольцом, то есть кольца должны быть отцентрированы и установлены в рабочем положении.

Запрещается исправлять положение бортового и замочного колец, ударять по ободу, бортовому и замочному кольцам и шине, когда шина находится под давлением, а также при накачивании шины и выпуске воздуха из нее;

- накачивание шины воздухом необходимо производить в специальном металлическом ограждении, а в дорожных условиях с применением предохранительных устройств, способных защитить обслуживающий персонал при самопроизвольном демонтаже колеса или необходимо колесо с шиной положить замочным кольцом вниз;

- при накачивании шины необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры со шлангом от воздухораздаточной точки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник;

- в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздухом необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вы-звавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;

- накачивать шину следует в два этапа. Вначале до давления 50 кПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного и бортового колец (для разборных колес) и осмотром шины. Убедившись, что замочное кольцо надежно входит в канавку обода, а бортовое кольцо отцентрировано относительно замочного (положение колец соответствует рабочему поло-жению) и борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до нормального. В случае неправильной установки замочного и бортового колец и борта шины на замочном кольце выпустить воздух из шины, исправить положение колец и борта шины и повторить подкачку до 50 кПа (0,5 кгс/см2). Для исключения смещения колец от их рабочего положения, их перекоса и недопосадки бортов шины на посадочных полках обода, накачивание шины рекомендуется производить при горизонтальном положении колеса.

Монтажу подлежат только исправные, чистые и сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободные ленты, ободья и элементы.

Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже 0 0С, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.

Перед сборкой колеса проверить техническое состояние колеса и шины: обод, бортовое и замочное кольца не должны иметь деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины и т.п.; шина должна быть без повреждений бортов, глубоких порезов, пробоин на боковине или беговой дорожке.

Необходимо удалить грязь, ржавчину и остатки резины с поверхностей обода, бортового и посадочного кольца, обращенных к шине, в замочной канавке и в зоне сварных швов и окрасить места с нарушением окрасочного слоя лаком или краской для металла.

Замочное кольцо должно надежно входить в канавку обода всей внутренней поверхностью.

Удалить из внутренней полости покрышки посторонние предметы (песок, мелкие ка-мешки и др.) протереть внутреннюю и посадочные поверхности покрышки, устранить повреждения и задиры на бортах. Наплывы резины и облой обрезать заподлицо с основной поверхностью резины бортов.

Камеры и вентили проверить на герметичность, не использовать камеры с расслоением в стыке и поврежденным вентилем.

Припудрить тальком покрышку внутри, а камеру и ободную ленту снаружи.

Для облегчения сборки и обеспечения полной посадки шины на посадочные поверхности обода, рекомендуется борта покрышки смазать мыльным раствором, глицерином или парафином. Не использовать в качестве смазки масла минерального происхождения (солидол, моторное масло и пр.).

Не разрешается применять шины для монтажа при обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов.

Детали колес с нарушением их формы, геометрии и трещинами также выбраковываются.

При получении новых ободьев отдельно или на автомобилях а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение, которые не должны превышать соответственно 2,5 и 3,0 мм.