Гидроцилиндр механизма подъема платформы МАЗ-500

На автомобилях-самосвалах МАЗ применен телескопический трехзвенный гидроцилиндр (рис. 129), непосредственно воздействующий на платформу.

Гидроцилиндр механизма подъема закреплен на раме автомобиля с помощью опоры-люльки, благодаря которой гидроцилиндр имеет возможность самоустанавливаться даже при значительных перекосах рамы и платформы автомобиля.

Верхняя опора цилиндра в месте присоединения его к платформе имеет вид шарового шарнира, что также исключает возможность какого-либо защемления звеньев телескопического гидроцилиндра при подъеме или опускании платформы.

Указанные особенности крепления телескопического гидроцилиндра на автомобилях МАЗ не освобождают водителей и эксплуатационников от необходимости соблюдения известных правил эксплуатации самосвалов, заключающихся в следующем:

1. Разгрузка автомобиля должна производиться на относительно ровных площадках (отвалах) с твердым или по крайней мере плотным покрытием, исключающим возможность значительного крена платформы или рамы автомобиля в момент разгрузки.

2. Загрузка платформы должна обусловливать одинаковую нагрузку на правые и левые рессоры автомобиля.

3. Не допускается езда с поднятой платформой.

4. Самосвал не должен эксплуатироваться с неисправным ограничителями (упорами) платформы или неподтянутым креплением кронштейнов платформы и гидроцилиндра и т.д.

Гидроцилиндр механизма подъема платформы МАЗ-500

Рис. 129. Гидроцилиндр механизма подъема платформы:

1 и 22 — масленки: 2 — болт крепления; 3— рычаг привода перепускного клапана; 4—ось цилиндра; 5. 38 и 40—направляющие кольца; 6 — пробка сливного отверстия: 7 — днище цилиндра; 8 — резиновое кольцо; 9 — нижняя опора гидроцилнндра; 10 — цапфа опоры цилиндра; И — болт; 12 — отверстие для подвода масла; 13 — наружные уплотнительные кольца направляющих гильзы; 14 — уплотнительное кольцо звеньев цилиндра; 15, 44 и 45—грязесъемные кольца; 16 — переходник: 17 — стопорное кольцо; 18 — трубка подачи смазки: 19 — поперечина платформы; 20 — соединительная гайка: 21 — ниппель; 23— пята верхней опоры цилиндра; 24 — пластина; 25 — гайка верхней опоры гидроцилнндра; 26 — шаровой палец; 27 — стопорное кольцо переходника; 28—штифт; 29. 31 и 33 — стопорные кольца направляющих гильз гидроцилнндра: 30. 32 и 34 — направляющие гильзы подвижных звеньев гидроцилиндра; 35 — второе выдвижное звено; 36 — третье выдвижное звено; 37 — заглушка; 39 — корпус гидроцилиндра; 41 — первое выдвижное звено; 42 — ось рычага привода перепускного клапана; 43 — Щетка рычага

В нижней части корпуса установлено днище 7 с отверстием для слива рабочей жидкости, закрываемым пробкой 6. Резьбовое соединение днища 7 и корпуса 39 уплотняется с помощью резинового кольца 8. К корпусу приварен хомут с двумя цапфами-осями 4, с помощью которых гидроцилипдр устанавливают, в нижней качающейся опоре 9. Одна из осей гидроцилиндра используется для крепления рычага 3 привода перепускного клапана, к которому он присоединяется с помощью троса.

При подаче рабочей жидкости в цилиндр через отверстие 12 происходит поочередное перемещение выдвижных звеньев (сначала звеньев большего диаметра, затем меньшего). При этом направляющими для перемещения звеньев служат гильзы 30, 32 и 34, расположенные в верхней части корпуса 39 и звеньев 41 и 35, а также полукольца 5, 38 и 40, установленные в нижней части каждого выдвижного звена. По мере выдвижения звеньев гидроцилиндра и подъема платформы самосвала гидроцилиндр поворачивается относительно первоначального вертикального положения на некоторый угол. При полном подъеме платформы поворот нижней опоры и особенно верхней шаровой опоры гидроцилиндра достигает значительной величины. Поэтому оба эти шарнира должны быть постоянно обильно смазаны с помощью масленок 1 и 22.

Уплотнение выдвижных звеньев гидроцилиндра осуществляется с помощью уплотнительных колец круглого сечения.

Для предохранения уплотнений и направляющих гильз от попадания абразивных частиц в гильзах установлены защитные грязесъемные кольца 15, 44 и 45.

Для обеспечения высокой износостойкости наружные поверхности выдвижных звеньев подвергнуты закалке и твердому хромированию и тщательно отполированы. Направляющие гильзы и полукольца изготовлены из перлитного чугуна, отличающегося низким коэффициентом трения при достаточной прочности.

Легкость замены направляющих гильз и полуколец и специальная отделка наружной поверхности базовых деталей гидроцилиндра (выдвижных звеньев) обусловливает достаточно длительный срок службы этого узла и его хорошую ремонто-способность.