Оборудование кабины МАЗ-500

Сиденья и спальные принадлежности. Кабины транспортных автомобилей оборудуются тремя сиденьями. В качестве амортизирующих элементов в подушках и спинках сидений применяются формованная губчатая резина и резиновые ремни; поверх формованной губки накладывается технический войлок.

Спинки и подушки обшиваются паро-влагонепроницаемым кож-заменителем — автополом.

Сиденье водителя имеет механизм салазкового типа на шариках для регулировки в продольном направлении. Положение сиденья фиксируется при помощи ручки, расположенной слева от подушки. Регулировка сиденья по высоте производится перестановкой крепежных болтов в соответствующие отверстия в подставке. Оптимальный угол наклона спинки сиденья устанавливается перемещением фиксирующей рукоятки, расположенной на левой стороне нижней части спинки.

Боковое сиденье пассажира в транспортных автомобилях устанавливается с удлиненной спинкой, которая может откидываться и фиксироваться в удобном для езды положении. Сиденье имеет специальные подлокотники, что в сочетании с откидной спинкой создает хорошие условия для отдыха пассажира или водителя-смешцика. Кроме того, в кабине этих автомобилей устанавливается дополнительное полумягкое сиденье для пассажира.

Для отдыха водителей в кабине имеется специальное спальное место за спинками сидений, оборудованное мягким матрацем, и подвесной гамак (по требованию заказчика), который удобно и легко монтируется на передних и задних стойках дверного проема над сиденьями. В кабине автомобиля-самосвала устанавливается одно сиденье для пассажира, однотипное с сиденьем водителя, но не имеющее механизма для регулировки его в продольном направлении.

Система отопления. Система отопления (рис. 120) состоит из отопителя 1, водоподводящих и отводящего 10 шлангов и деталей арматуры (краника, тройников, крепящих скобок и т. п.).

Схема системы отопления и вентиляции кабины и обдува ветрового стекла МАЗ-500

Рис. 120. Схема системы отопления и вентиляции кабины и обдува ветрового стекла:

1 — отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3 — вентилятор; 4 — радиатор отопителя; 5 — подводящий шланг; 6 — рукоятка вентиляционного люка; 7 — вентиляционный люк; 8 — запорный кран; 9 — двигатель; 10 — отводящий шланг; И — сливной кран

Теплоносителем для отопителя служит жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентилятора осуществляется электродвигателем 2, сблокированным с ним на одной оси. Горячая охлаждающая жидкость для отопителя забирается от правого водоотводящего трубопровода двигателя и по шлангам 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним радиатором. Отводящий шланг 10 290 соединяет нижний радиатор с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга 5 установлен сливной кран 11 для слива охлаждающей жидкости из системы подводящих шлангов в случае длительных стоянок при неработающем двигателе (во избежание замерзания).

При включении отопителя необходимо соблюдать следующий порядок. При минусовых температурах окружающего воздуха перед заливкой охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя краны 8 на правом водоотводящем трубопроводе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса должны быть перекрыты. Таким образом, система отопления окажется закрытой для доступа непрогретой жидкости. Открывать запорные краны можно только при работающем двигателе после того, как температура жидкости в двигателе достигнет не менее 75° С.

При этом необходимо открыть пробку радиатора, увеличить число оборотов двигателя до 1000—1200 в минуту и дать ему проработать на этом режиме в течение не менее 3 мин. Эти условия следует обязательно выполнять, так как в противном случае охлаждающая жидкость в системе отопления может замерзнуть из-за воздушных пробок в системе, образующихся при пуске отопителя.

Первым следует открывать кран подводящего шланга отопителя на водоотводящем трубопроводе двигателя. После пуска отопителя долить жидкость в радиатор двигателя, закрыть пробку и лишь затем включить электродвигатель отопителя и привести автомобиль в движение. При сливе жидкости из системы охлаждения двигателя необходимо открыть сливной кран 11 для слива воды из подводящего шланга 5; после этого кабину необходимо опустить во избежание замерзания воды в промежуточном соединительном шланге отопителя.

В отдельных случаях, когда нет уверенности в полном сливе жидкости из системы отопления, рекомендуется дополнительно произвести продувку воздухом.

Зимой следует применять жидкости, замерзающие при низкой температуре, например жидкость марки 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Для успешной работы отопителя надо следить за исправным состоянием термостатов двигателя, пробки радиатора и не допускать пробуксовывания ремня водяного насоса. Зимой при кратковременных остановках число оборотов холостого хода двигателя необходимо поддерживать не менее 800—1000 в минуту.

Система вентиляции. Система вентиляции кабины включает люки 7 (рис. 120) в крыше кабины, поворотные и опускные стекла дверей кабины, вентилятор отопителя, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика. Вентиляционные люки в крыше открываются при вращении рукояток 6.

Принадлежности кабины. Наружные зеркала устанавливаются с обеих сторон кабины для обзора дороги сзади и погрузочных площадок. Положение зеркала регулируется.

Для очистки ветровых стекол имеется два электрических стеклоочистителя. В кабине устанавливаются два противосолнечных козырька. К принадлежностям, создающим удобство работы, относятся подлокотники в сочетании с пепельницей, поручни на передних стойках, вешалки для одежды, вещевой

Стеклоподъемник МАЗ-500

Рис. 121. Стеклоподъемник:

1 — опускное стекло двери; 2 — рычаги; 3—корпус стеклоподъемника; 4 — ручка стеклоподъемника; 5 — пружина тормозного механизма; 6 — приводной валик тормозного механизма; 7 — ведущая шестерня; 8 — упор шестерни; 9 — зубчатый сектор ящик, вмонтированный в панель приборов, и инструментальный (сзади водительского сиденья) ящик для мелкого инструмента и запасных частей, коврики пола, плафон освещения и т. п. На транспортных автомобилях по требованию заказчика может устанавливаться двухдиапазонный широковещательный радиоприемник.

Двери кабины имеют опускные и поворотные стекла-форточки. Подъем стекла дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются двухрычажным стеклоподъемником (рис. 121). Стеклоподъемники имеют тормозной механизм барабанного типа с пружиной. Двери оборудованы замками, открывающимися как снаружи, так и изнутри кабины.

Левая дверь может быть заперта снаружи ключом. Антикоррозионная защита и термошумоизоляция кузова.

В целях продления срока службы кабина в сборе с дверями подвергается стойкой антикоррозионной обработке — бондаризации с последующей грунтовкой всех поверхностей методом окунания.

Для увеличения стойкости антикоррозионного покрытия и предохранения его от механических повреждений, а также для создания термошумоизоляшш, нижняя часть надколесной арки кабины и внутренние поверхности крыльев покрываются ровным слоем специальной мастики № 580 методом пульверизации.

Аналогичным образом мастикой покрываются щиток передней части автомобиля, пол кабины, внутренние поверхности наружных панелей двери, внутренние поверхности панелей боковин и крыши.

Для улучшения термошумоизоляции щиток передней части автомобиля и пол кабины под ковриком, а также вертикальная и горизонтальная панели спального места оклеены специальным вафельным картоном. На внутреннюю часть кожуха двигателя в целях резкого снижения шума в кабине наклеивается полиуретановый поропласт толщиной 25 мм. На наружную часть кожуха двигателя и надколесных арок наклеиваются чехлы из автомобиля. Наклейка поропласта и чехлов производится клеем № 88Н.

УХОД ЗА КАБИНОЙ

В процессе эксплуатации автомобиля и обслуживания кабины необходимо соблюдать следующее: не оставлять открытыми двери кабины при ее опрокидывании (неприкрытая дверь при опрокидывании кабины может самопроизвольно открыться, что влечет за собой поломку осей петель двери и обрыв ограничителя открывания); следить за уплотнением дверных проемов; резиновые уплотнители при закрытых дверях должны плотно прилегать к проему и не иметь разрывов. В случае отрыва уплотнитель необходимо приклеивать клеем № 88Н, предварительно очистив и обезжирив склеиваемые поверхности авиационным бензином. На склеиваемые поверхности рекомендуется наносить клей в два слоя; второй слой наносится через 10—12 мин после первого. Двери после приклеивания уплотнителей некоторое время не следует закрывать во избежание нарушения пленки клея и отставания уплотнителей (примерно 8—12 ч). Надо систематически следить за креплением дверей к стойкам и при ослаблении крепления подтягивать болтовые соединения петель дверей; при поднятой кабине с целью соблюдения техники безопасности необходимо зафиксировать положение упора-ограничителя 1 (см. рис. 118) защелкой; при опускании кабины убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке страхового крюка в пазе опорной балки (см. рис. 119); следить за состоянием резиновых подушек и правильной регулировкой запорного механизма; в противном случае произойдет быстрый износ деталей механизма и преждевременное разрушение резиновых подушек; снятие и установку пружин опрокидывания кабины производить в гаражных условиях, пользуясь специальным приспособлением и соблюдая при этом условия безопасности работы; установку и снятие стеклоподъемников, замков дверей и их приводов производить через люк во внутренней панели дверей.

При ремонтах и обслуживании дверную арматуру необходимо смазывать смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59).

Перед началом зимней эксплуатации необходимо проверить систему отопления, промыть радиаторы и шланги, а также про- чистить краны.

ОСНОВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ КАБИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Наиболее частыми неисправностями кабины и оперения являются трещины, царапины, вмятины, повреждение краски, износ обивки и повреждение арматуры.

Устранение вмятин и царапин. Вмятины и глубокие царапины на металлических панелях кабины и деталях оперения устраняются правкой.

Вмятины, не имеющие резких перегибов и вытяжки металла, устраняют при помощи поддержек и специальных деревянных или резиновых молотков. Глубокие царапины и вмятины устраняются специальной выколоткой с последующей рихтовкой поврежденной поверхности. Выколоткой восстанавливают первоначальную форму детали, а рихтовкой окончательно выравнивают поверхность.

Для правки и рихтовки кузовов и деталей оперения трестом ГАРО выпускается специальный набор инструментов и приспособлений (модель 2146-1). Мелкие неровности, которые не поддаются рихтовке, выравнивают, заплавляя их припоями или порошковой пластмассой. При использовании припоя ремонтируемый участок тщательно зачищают и облуживают его паяльной пастой (не рекомендуется применять соляную кислоту), после чего наносят припой (ПОС-18, ПОС-ЗО и др.). Затем опаянный участок выравнивают рашпилем для зачистки поверхностей и шлифуют наждачной бумагой, подготовляя для последующей грунтовки и окраски.

При применении пластмассы поврежденный участок обрабатывают крупнозернистой шкуркой для получения шероховатой поверхности, затем наносят термостойкую пластмассу ТПЧ-37 до заполнения всех неровностей, одновременно уплотняя незастывший слой пластмассы стальным валком. Нанесение пласт-массы производится с помощью установки для газопламенного напыления (УПН-4У или УПН-6У). Выравненную поверхность после затвердения пластмассы зачищают и шлифуют.

Значительные трещины и пробоины на панелях кабины после выравнивания заваривают, используя металлические подкладки Для выполнения сварочных работ применяют газовую сварку, устанавливая горелку с наконечником № 1 при работе с металлом толщиной до 1 мм *1 с наконечником № 2 при работе с металлом толщиной в 1—3 мм.

Окраска кабины. Кабина и оперение автомобилей окрашиваются высококачественными меламиноалкидными эмалями МЛ-12 горячей сушки. Основными цветами, принятыми на заводе, являются бирюзовый — МЛ-12 № 29, голубой — МЛ-12 № 40 и коралловый — МЛ-12 № 95.

Кузова автомобилей окрашиваются соответствующими эмалями МЧ-145.

При тщательном уходе за автомобилем и умелой езде, исключающей механические повреждения окрашенных поверхностей кабины и кузова, они длительное время сохраняют прочность и хороший вид окраски. Уход заключается в своевременной мойке автомобиля, а также наблюдении за появляющимися очагами коррозии и своевременном их устранении.

Автомобиль следует мыть сразу после поездки, пока не засохла грязь. Засохшую грязь надо смывать осторожно. Соскабливание пли оттирание грязи приводит к порче краски. Не рекомендуется мыть автомобиль при температуре ниже 0” С или выезжать с мокрым кузовом, так как при замерзании воды могут появиться трещины на краске. Не рекомендуется также автомобиль мыть горячей водой, от которой разрушается краска.

Устранение повреждений краски. При эксплуатации автомобилей на отдельных окрашенных участках вследствие механических повреждений или других причин появляются нарушения краски в виде царапин, отслаивание эмалевой пленки, сколы и т. п. Указанные дефекты способствуют появлению коррозионных очагов и ухудшают внешний вид автомобиля. Появившиеся повреждения пленки (особенно с разрушением пленки до металла) рекомендуется устранять как можно быстрее.

На поврежденных участках предварительно выравнивают вмятины и царапины, удаляют очаги коррозии путем зачистки и ручного шлифования, сглаживая закраины наждачной шкуркой (№ 60, 80 или 100). Отшлифованную поверхность промывают водой, протирают чистой тряпкой и дают ей высохнуть. После сушки на указанную поверхность наносят слой глифталевого грунта № 138 или водорастворимого грунта и производят искусственную сушку в течение 1 ч при температуре 80—90° С. При наличии неровностей дефектный участок шпаклюют быстросохнущей алкидно-стирольной шпаклевкой № АС-395-1 или нитрошпаклевкой АШ-30. Шпаклевку наносят металлическим гибким шпателем или резиновым бруском. Высушенный зашпаклеванный участок шлифуют водоупорной шкуркой N° 280—320 с водой, протирают насухо и сушат на воздухе.

Подготовленную поверхность окрашивают в два слоя синтетической эмалью МЛ-12 соответствующего цвета, предварительно подобрав оттенок эмали под цвет поверхности кабины путем добавления эмалей других цветов. Чтобы избежать резкого выделения границы подкрашиваемого участка, необходимо уменьшить попадание на нее эмали, а также следует тотчас после подкраски до применения горячей сушки покрыть опыленную поверхность растворителем, состоящим из смеси нейлона или сольвента со скипидаром в соотношении 7:1. После проведения указанных операций необходима искусственная сушка в течение 1 ч при температуре 120—130” С.

Хорошие результаты дает подкраска с применением краскораспылителя; поэтому для нанесения лакокрасочных материалов рекомендуется применять краскораспыливающий пистолет, питаемый сжатым воздухом. При нанесении лакокрасочных материалов методом распыления сжатый воздух должен быть очищен от примесей воды и минеральных масел, так как минеральное масло, попав на краску, способствует отслаиванию пленки и образованию пятен, а вода вызывает побелеиие пленки и образование пузырей.

Окрасочные работы рекомендуется производить в помещении с температурой не ниже 17” С и относительной влажностью воздуха не более 70%. Не допускается наличие пыли, так как пыль, осаждаясь на пленке, портит ее внешний вид и снижает прочность. Пользуясь краскораспылителем, следует избегать попадания краски на места, сохранившие хорошую окраску, стекла и резиновые уплотнители стекол и дверей, хромированные детали и т. п. С этой целью места, прилегающие к участку подкраски, закрывают бумагой, картоном или фанерой. Для закрепления бумаги применяют клейкую или изоляционную ленту или медицинский пластырь. Хромированные детали можно покрывать тонким слоем технического вазелина или солидола.

Вследствие тяжелых условий при эксплуатации защитные поверхности надколесных кожухов быстро разрушаются. Для защиты кожухов от коррозии их надо периодически промазывать битумными мастиками № 579, 580 и 112, предварительно промыв и хорошо просушив поверхности. Мастику № 579 наносят на поверхность вручную (рукавицей), а мастику № 580 и 112 — специальным распылителем или кистью.