Реле-регулятор МАЗ-500

Реле-регулятор РР-105 работает в комплекте с генератором типа Г-105Б и представляет собой электромагнитный аппарат, служащий для автоматического включения генератора в цепь, поддержания напряжения на клеммах генератора в заданных пределах и предохранения генератора от перегрузки. На рис. 103 показана конструкция реле-регулятора.

На литом основании 9 реле-регулятор а смонтированы три катушки: реле обратного тока 4, ограничитель тока 5 и регулятор напряжения 6. Катушки защищены крышкой 3, которая закреплена винтами 2. Под крышку положена резиновая уплотнительная прокладка 7. Для присоединения реле-регулятора к цепи последний имеет три клеммы: Б — батарея, Я — якорь и Ш — шунт. Клеммы снабжены винтами и специальными скоба и 8 для крепления наконечников приводов. На корпусе реле-регулятора имеется также клемма 13, служащая для присоединения провода массы от корпуса генератора.

Реле-регулятор крепится на автомобиле при помощи трех винтов, которые входят в амортизаторы 12, установленные в приливах 11. Амортизаторы снижают вибрационные нагрузки на реле-регулятор при движении автомобиля.

Реле-регулятор МАЗ-500

Рис. 103 Реле-регулятор:

1 — винт крепления проводов; 2 — винт крепления крышки: 3 — крышка; 4 — реле обратного тока (РОТ): 5 — ограничитель тока (07); 6 — регулятор напряжения (PH): 7—уплотнительная прокладка; 8 — скоба: 9 — основание реле-регулятора; 10 — шина; 11 — прилив для крепления амортизаторов; 12 — амортизатор; 13 — клемма массы

Для повышения надежности работы реле-регулятора на одном из приливов имеется латунная шина 10, прикрепленная к основанию реле-регулятора. С помощью винта шина крепится к кронштейну реле-регулятора на автомобиле и, таким образом, дополнительно соединяет корпус реле-регулятора с массой автомобиля. Под основанием реле-регулятора помещены специальные сопротивления электрической системы реле-регулятора.

Каждая из катушек реле-регулятора представляет собой электромагнитный прибор (рис. 104), состоящий из ярма 2 (13 и 22), сердечника 4 (16 и 25), неподвижного контакта (20 и 28) и якоря 8 (18 и 26) с установленным на нем подвижным контактом.

Якорь каждого прибора подвижен вместе с упругой термобиметаллической пластиной 14. Якори катушек нагружены пружинами 11. На сердечнике 4 реле обратного тока

помещены две обмотки: сериесная 3 и шунтовая 5. На сердечнике 16 ограничителя тока также имеются две обмотки: сериесиая 12 и ускоряющая 15. На сердечнике 25 регулятора напряжения намотана шунтовая обмотка 24 и выравнивающая обмотка 23. Электрическая система катушек соединена с проволочными сопротивлениями 36, 37, 38 и 39, а также с генератором автомобиля соединительными проводами 52, 56 и 58.

Работа генератора с реле-регулятором протекает следующим образом.

При пуске двигателя якорь генератора начинает вращаться и в нем за счет остаточного магнетизма полюсов индуктируется э. д. с. Под действием этой э. д. с. в цепи возбуждения генератора проходит небольшой ток. Путь этого тока следующий: клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — сериесная обмотка 12 — ускоряющая обмотка 15 — ярмо 13 — якорь 18 — контакты 19 — провод 21 — выравнивающая обмотка 23. Далее через обмотку и контакты 27 ток поступает на якорь 26 и через ярмо 22 на клемму Ш реле-регулятора, клемму генератора, в обмотку возбуждения и через нее на отрицательную щетку генератора.

Схема работы генератора и реле-регулятора МАЗ-500

Рис. 104. Схема работы генератора и реле-регулятора:

1, 20 и 28 — неподвижные контакты; 2, 13 и 22— ярмо; 3 — сериесная обмотка РОТ; 4, 16 и 25 — сердечники; 5 — шунтовая обмотка РОТ: 6. 19 и 27 — контакты; 7 — ограничитель хода якоря; 8, 18 и 26 — якори; 9 — провод от якоря к ярму; 10 — кронштейн пружины; 11 — пружина; 12 — сериесная обмотка ОТ: 14 — пластина подвески якоря; 15 — ускоряющая обмотка 07; 17 — диамагнитный упор; 21, 45. 52, 56 и 58 — провода; 23 — выравнивающая обмотка РИ 24 — шунтовая обмотка PH: 29 и 34 — точки крепления обмотки и а массу; 30 —- изолятор основания; 31—33 и 35 — клеммы: 36 — сопротивление 50 ом- 37 — сопротивление 13, 38 — сопротивление 62 ом: 39 — сопротивление 80 ом 40 — корпус; 41 — клемма массы; 42 — клемма III реле-регулятора; 43 — клемма Я реле-регулятора; 44 — клемма Б реле-регулятора; 46 — предохранитель; 47 — аккумуляторная батарея; 48 — амперметр; 49 — реле стартера; 50 — стартер; 51 — включатель массы; 53 — генератор; 54 — клемма Я генератора; 55—клемма Ш генератора; 57—клемма массы генератора; 59 — обмотка возбуждения; 60 — якорь генератора.

Под действием этого небольшого тока обмотками возбуждения генератора создается магнитное поле, благодаря которому в якоре генератора наводится э. д. с. большой величины. Вследствие наличия э. д. с. в цепях генератора и реле проходит электрический ток по трем направлениям:

а) клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — серисная обмотка 12 — сериесная обмотка 3 — ярмо 2 — обмотка 5 — масса; при этом намагничивается сердечник 4 и притягивает якорь 8 реле, замыкая контакты 6; начинается зарядка аккумуляторной батареи.

б) путь зарядного тока: ярмо 2 — якорь 8 — контакт 6 — контакт 1 — клемма Б реле-регулятора — предохранитель 46 — амперметр 48—батарея 47—выключатель массы батареи—масса;

в) с ярма 13 ток поступает на сопротивления 37 и 38 и через них на обмотку 24 и далее на массу.

Так как числа оборотов двигателя, а следовательно, и генератора повышаются, то происходит нарастание магнитного потока и значительное увеличение индуктируемой э. д. с., что приводит к увеличению напряжения на клеммах генератора. При определенном значении напряжения магнитное поле сердечника 25 притягивает якорь 26 регулятора напряжения, и контакты 27 размыкаются. При этом автоматически в цепь обмотки возбуждения генератора включаются дополнительные сопротивления 37 и 39 с суммарным сопротивлением 93 ом.

Ток возбуждения теперь поступает с ярма 13 на сопротивление 37, сопротивление 39, клеммы Ш реле-регулятора и генератора и на обмотку возбуждения генератора. При введении в цепь возбуждения дополнительных сопротивлений магнитный поток внутри генератора резко уменьшается, что приводит к уменьшению индуктируемой э. д. с. и напряжения на клеммах генератора. Вследствие этого уменьшается ток в обмотке 24, что приводит к уменьшению магнитного поля сердечника 25, и якорь 26 под действием пружины замыкает контакты. Сопротивления 37 и 39 выключаются из цепи, и э. д. с. генератора снова начнет возрастать. Затем процесс повторяется.

Таким образом, регулятор напряжения постоянно поддерживает заданное напряжение. Величина регулируемого напряжения устанавливается натяжением или ослаблением пружины 11.

Аналогично работает и ограничитель тока с той лишь разницей, что при перегрузке во внешней цепи сериесная обмотка 12 создает сильное магнитное поле и сердечник 16 притягивает якорь 18, размыкая контакты 19 ограничителя тока. При этом в цепь обмотки возбуждения включается дополнительное сопротивление 36, на которое ток поступает с клеммы Я через герпесные обмотки 12, 3 и ярмо 2. Ток через сопротивление 36 попадает на клемму 32, выравнивающую обмотку 23, контакты 27, ярмо 22, поступает на клеммы Ш реле-регулятора и генератора.

Одновременно параллельно включаются сопротивления 37 и 39.

Введение сопротивлений в цепь обмотки возбуждения генератора снижает магнитный поток, что приводит к уменьшению напряжения на клеммах генератора и уменьшению тока во внешней цепи. В случае остановки двигателя через сериесную обмотку 3 проходит ток от аккумуляторной батареи в обратном направлении; при этом сердечник 4 резко размагничивается, и якорь 8 под действием пружины II отходит в исходное положение, размыкая контакты 6 и отключая генератор от аккумуляторных батарей.