Механизмы управления МАЗ-500

Основные данные рулевого управления

Рулевой механизм Винтовая передача
Рабочая пара Винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором
Передаточное число рулевого механизма 23,6
К.п.д. рулевого механизма Не менее 0,75
Рулевая колонка Телескопического типа; соединена с рулевым механизмом с помощью шарнира карданного типа
Рулевое колесо:
число ступиц
2 или 3
диаметр в мм: 550
Усилитель рулевого механизма Гидравлический
Наибольшие давления в гидросистеме усилителя в кг/см2 60
Производительность насоса гидроусилителя (при наибольшем давлении в гидросистеме) в л/мин
9,5-16,5
Усилие на рулевом колесе при маневрировании по плохой дороге в кГ
Не более 80
Свободный ход рулевого колеса (проверять при работающем двигателе) в град
Не более 21

Рулевое управление автомобиля — один из наиболее ответственных механизмов. С увеличением скорости движения автомобилей и их грузоподъемности, ростом автомобильного парка и интенсивности его эксплуатации повышаются требования к рулевым управлениям грузовых автомобилей.

Рулевое управление современного автомобиля должно обеспечивать легкость управления, необходимый поворот колес и возвращение их в нейтральное положение, сохранение заданного направления движения, быть простым в обслуживании и обладать высокой надежностью и долговечностью, рассчитанной на весь срок службы автомобиля.

Рулевое управление, автомобилей МАЗ полностью отвечает этим требованиям. Оно отличается высоким к. п. д. (коэффициентом полезного действия) и снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с удобно расположенным рулевым колесом.

Рулевой механизм и гидроусилитель, расположенный отдельно от рулевого механизма, установлены в передней части автомобиля на левом лонжероне рамы (рис. 85). Место расположения обеспечивает хороший доступ к механизмам, возможность их осмотра и обслуживания.

Рулевое управление МАЗ-500

Рис. 85. Рулевое управление

1 — амортизатор; 2 — поперечная рулевая тяга; 3 — масленка: 4 — рычаг продольной рулевой тяги; 5 — ограничитель поворота колеса; 6 — левый рычаг поперечной рулевой тяги; 7 — масленка; 8 — шкворень; 9 — гидроусилитель рулевого механизма: 10 — продольная рулевая тяга; 11 — масленка шарового пальца гидроусилителя; 12 — рулевая сошка; 13 — вал рулевой сошки; 14 — рулевой механизм; 15 — пробка маслозаливного отверстия; 16 — винт-, 17—карданный шарнир; 18 — вал привода рулевого управления; 19 — масленка; 20 — кронштейн крепления рулевого механизма: 21 — масленка; 22—верхний кожух рулевой колонки; 23 — рулевое колесо; 24—балка передней оси; 25 — правый рычаг поперечной рулевой тяги; 26 — наконечник поперечной рулевой тяги; 27 — масляный бачок насоса; 28 — насос гидроусилителя; 29 — трубопровод подачи масла от насоса к гидроусилителю; 30 — трубопровод возврата масла из гидроусилителя; 31 — шкив коленчатого вала двигателя автомобиля; 32 — ремень привода насоса гидроусилителя; 33 — шкив привода насоса: 34 — двигатель

Вследствие применения гидроусилителя рулевого механизма, кроме непосредственного уменьшения усилия, затрачиваемого водителем на управление автомобилем, разгружается рулевое колесо от ударов, возникающих при езде по неровной дороге, и повышается безопасность движения, так как заданное направление движения автомобиля сохраняется даже в случае повреждения шины переднего колеса.