Крепление запасного колеса МАЗ-500

На автомобилях МАЗ-500 и МАЗ-503 запасные колеса устанавливаются в горизонтальном положении под полом кузова, а на автомобиле МАЗ-504 — в вертикальном положении за кабиной.

На автомобиле МАЗ-503 запасное колесо (рис. 83) крепится в горизонтальном положении на литом откидном кронштейне коробчатого сечения, расположенном на правой продольной балке рамы. Откидной кронштейн в нижней части имеет бобышку с отверстием. С помощью оси этот кронштейн шарнирно соединяется с кронштейном запасного колеса, привернутым к раме.

На верхней части откидного кронштейна сделаны три массивные бобышки, равномерно расположенные на окружности и жестко связанные между собой литыми ребрами.

Сверху на откидной кронштейн устанавливается седло запасного колеса, которое имеет три бобышки для соединения с откидным кронштейном и три жесткие литые спицы коробчатого сечения с обработанными на конус концами (аналогично спицам ступиц колес) для крепления к ним обода запасного колеса.

В спицы седла ввернуты три шпильки, расположенные по окружности, диаметр которой равен диаметру окружности расположения болтов в спицах ступиц колес. Колесо крепится к седлу гайками и специальными прижимами.

Откидной кронштейн может быть поднят; в поднятом положении он удерживается откидной защелкой, которая под воздействием пружины стремится всегда быть закрытой.

Для открытия защелки и освобождения откидного кронштейна имеете)* длинная рукоятка, установленная в держателе кронштейна, привернутого к раме. В поднятом транспортном состоянии откидной кронштейн запасного колеса дополнительно крепится двумя гайками на шпильках, ввернутых в держатель кронштейна.

Чтобы опустить запасное колесо, достаточно отвернуть гайки шпилек, удерживающих откидной кронштейн в поднятом положении, несколько приподнять колесо и с помощью рукоятки откинуть защелку, удерживающую кронштейн. При опущенном откидном кронштейне закрепленное на нем колесо касается земли.

Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-500

Рис. 83. Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-500:

1 — кронштейн; 2 — рукоятка защелки; 3 — пружина; 4 — запасное колесо: 5 — таль подъема колеса; 6 — прижим; 7 — седло кронштейна; 8 — а а щелка; 9 — откидной кронштейн

При замене запасного колеса его следует подкатить к опущенному в нижнее положение откидному кронштейну и закрепить на седле. Учитывая значительный вес колеса с накачанной шиной (около 140 кг), его рекомендуется поднимать вверх с помощью тали, имеющейся в наборе принадлежностей водителя. Кронштейн тали опирают на борт платформ, а крюком захватывают откидной кронштейн и с помощью троса, продетого через блоки, поднимают запасное колесо вместе с кронштейном в верхнее горизонтальное положение, где его фиксируют защелкой и прикрепляют гайками к держателю.

Держатель запасного колеса на автомобиле МАЗ-504 (рис. 84) с механическим подъемом и опусканием/ колеса устанавливается на левой продольной балке рамы. Держатель 2 выполнен в виде единой сварной конструкции с подставкой инструментального ящика и представляет собой гнутые по окружности шины кронштейны из угольников (один неподвижный, другой откидной), которые в транспортном положении стягиваются с обеих сторон шины двумя планками с шарнирно закрепленными в них болтами. Откидной кронштейн I держателя шарнирно связан с неподвижно закрепленным на продольной балке рамы кронштейном, в котором смонтирован механизм подъема запасного колеса.

Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-500

Рис. 84. Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-504:

1 — откидной кронштейн; 2 — держатель запасного колеса; 3 — сама автомобиля;4—вороток подъема запасного колеса: 5 — вкладыш; 6—подъемный трос; 7 — храповик тормоза; 8 — тормозная пружина; 9 — стопорная гайка; 10 — собачка тормоза

Вороток 4 подъема запасного колеса проходит через щеки неподвижного кронштейна и заканчивается коническим хвостовиком. В средней цилиндрической части воротка просверлены отверстия,в которые вставлен трос механизма подъема: один конец троса укреплен на воротке, а другой — на откидном кронштейне. На конической части воротка, выступающей из кронштейна, смонтирован храповик 7 и тормоз воротка, представляющий собой набор тарельчатых пружин. Усилие затяжки тормоза регулируется навинченной на конец воротка гайкой. К этой же щеке кронштейна прикреплена собачка тормоза. Вороток оканчивается шестигранником для ключа, имеющегося в комплекте водительского инструмента.

Для поднятия, колеса с земли его следует поставить в откидной кронштейн и вращать вороток специальным ключом. При этом на вороток наматывается трос и откидной кронштейн приподнимается вместе с запасным колесом. Храповик, насаженный на вороток, вращается вместе с ним и удерживается собачкой от проворачивания в обратном направлении.

Опускание колеса обеспечивается нажатием на него вниз усилием руки для преодоления силы прижатия тарельчатыми пружинами храповика, посаженного на конус воротка. В результате проскальзывания храповика колесо начнет опускаться. Скорость опускания колеса можно регулировать гайкой воротка, изменяя силу нажатия пружин, т. е. трение конической поверхности вала воротка о корпус храповика.