Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанного механизма МАЗ

Тепловые зазоры между торцами стержней клапанов и носками коромысел, компенсирующие тепловое расширение деталей клапанного механизма во время работы двигателя и обеспечивающие герметичность посадки клапана на седло, должны иметь строго определенную величину.

При увеличении тепловых зазоров уменьшается продолжительность открытия клапанов, вследствие чего ухудшается наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха и очистка его от отработавших газов. При этом снижается мощность, повышается расход топлива и возникают стуки в механизме привода клапанов.

При уменьшении тепловых зазоров нарушается герметичность камеры сгорания во время работы двигателя; двигатель теряет компрессию, перегревается и не развивает полной мощности.

Тепловые зазоры рекомендуется проверять через одно ТО-2. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25—0,30 мм.

Проверку и при необходимости регулировку тепловых зазоров клапанного механизма производят на холодном двигателе или после его остановки не ранее чем через 15 мин. Для этого нужно осторожно, чтобы не повредить прокладок, отвернуть барашки крепления крышек головки цилиндров и снять крышки. Затем динамометрическим ключом проверить момент затяжки (12—15 кГ-м) болтов крепления осей коромысел.

Последовательность проверки и регулировки тепловых зазоров следующая:

1. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива, внимательно наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра. После того как впускной клапан полностью поднимется (полностью закроется), нужно повернуть коленчатый вал еще на У<—Уз оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.

2. Проверяют пластинчатым щупом зазоры между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра. В процессе эксплуатации допускается увеличение зазоров до 0,4 мм. В случае необходимости нужно отрегулировать зазоры в пределах 0,25—0,30 мм. Для этого надо ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить необходимый зазор. Затем, придерживая отверткой регулировочный винг, затянуть контргайку и вновь проверить зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм — с усилием.

3. Проверяют и при необходимости регулируют тепловые зазоры в остальных цилиндрах в порядке работы цилиндров 1—4—2—5—3—6.

Проверка и регулировка зазоров в каждом цилиндре производится, как описано в п. 2. Коленчатый вал проворачивают в направлении вращения до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и затем дополнительно еще проворачивают на 1и—'/з оборота.

После окончания регулировки тепловых зазоров пускают двигатель и слушают, как он работает. При появлении стука клапанов необходимо остановить двигатель, вновь проверить зазоры и произвести регулировку. Убедившись в правильной регулировке зазоров, устанавливают крышки головок цилиндров и затягивают их гайками-барашками.

ПРИВОДЫ МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЯ

Шестеренчатый привод (рис. 21) служит для передачи вращения от коленчатого вала к распределительному валу, топливному насосу высокого давления, регулятору, вентилятору и масляному насосу. Все шестерни приводного механизма изготовлены из стали 40Х и для более надежной и бесшумной работы имеют косые зубья.

Передача вращения осуществляется следующим образом; от шестерни 22, закрепленной на коленчатом валу, вращение передается шестерне 21 распределительного вала, которая находится в зацеплении с шестерней вала привода вентилятора.

К шестерне 21 крепится болтами ведущая шестерня 20 привода топливного насоса высокого давления, с которой находится в зацеплении ведомая шестерня 19.

Одновременно от шестерни 22 вращение передастся промежуточной шестерне 15, а затем ведомой шестерне 24 привода масляного насоса.

Шестерня 21 распределительного вала имеет число зубьев в 2 раза больше, чем шестерня 22 коленчатого вала, и, следовательно, первая вращается в 2 раза медленнее. Шестерня 19 привода топливного насоса имеет число зубьев, равное числу зубьев шестерни 20, и поэтому вращается с числом оборотов также в 2 раза меньшим, чем число оборотов коленчатого вала.

Приводы механизмов двигателя МАЗ-500

Рис. 21. Приводы механизмов двигателя:

1—шкив коленчатого вала; 2— крышка распределительных шестерен; 3—ремень привода водяного насоса; 4 — шкив вала водяного насоса: 5 — шкив вала вентилятора; 6 — ремень привода компрессора; 7 — натяжное устройство: 8 — натяжной шкив; 9 —шкив компрессора; 10 — планка для закрепления генератора после регулировки натяжения ремня; 11 — шкив генератора; 12 — ремень привода генератора: 13 — шкив насоса гидроусилителя рулевого механизма; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — промежуточная шестерня привода масляного насоса; 16 — топливный насос высокого давления; 17 — вал привода топливного насоса: /8 — шестерня вала привода вентилятора; 19 — ведомая шестерня привода топливного насоса высокого давления; 20 — ведущая шестерня привода топливного насоса высокого давления: 21 — шестерня распределительного вала; 22 — шестерня коленчатого вала; 23 — коленчатый вал; 24 — ведомая шестерня привода масляного насоса: 25 — масляный насос

Для правильной установки распределительных шестерен и шестерен привода топливного насоса на шестернях имеются метки, которые при сборке нужно совмещать, как показано на рис. 21.

Установочные метки на указанных шестернях ставятся на заводе при их изготовлении. Во избежание изменения фаз газораспределения и нарушения своевременной подачи топлива в цилиндры категорически запрещается в условиях эксплуатации ставить другие метки на шестернях или производить сборку без совмещения меток.

Зазоры в зацеплении распределительных шестерен и шестерен привода агрегатов должны составлять 0,09—0,22 мм, а в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса 0,25—0,37 мм. Ременные приводы служат для передачи вращения ряду механизмов двигателя. От шкива 1 коленчатого вала с помощью клиновых ремней приводится во вращение шкив 4 вала водяного насоса и шкив 13 насоса гидроусилителя рулевого управления.

От шкива 5 вала вентилятора клиновыми ремнями приводятся во вращение шкив 9 компрессора и шкив 11 генератора.

От надежной работы приводных ремней во многом зависит нормальная работа приводимых в движение агрегатов; поэтому необходимо следить за тем, чтобы на ремни не попадало масло и топливо, которые вызывают пробуксовку ремня и его разрушение, периодически контролировать натяжение ремней и, если необходимо, регулировать его. Натяжение ремней должно быть определенным, так как излишнее или недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя и к нарушению нормальной работы приводимого в действие агрегата.

Натяжение ремней проверяют нажатием на середину ветви с усилием 3 кГ. Нормально натянутые ремни водяного насоса и генератора должны прогибаться на 10—15 мм, а ремень компрессора — на 5—8 мм на короткой ветви. Ремень привода насоса гидроусилителя при нажатии на середину ветви с усилием 4 кГ должен прогибаться на 10—15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, необходимо отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня привода водяного насоса регулируется прокладками. Для натяжения ремня нужно отвернуть гайки крепления боковины разборного шкива, снять боковину и однудве регулировочные прокладки, находящиеся между двумя половинами разборного шкива (боковиной и ступицей). Снятые прокладки нужно поставить на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, завернуть гайки крепления боковины шкива, поворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. Регулировочные прокладки со шкива снимать не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки нужно поставить между ступицей и съемной боковиной шкива. После регулировки проверяют, нормально ли натянут ремень.

Натяжение ремня привода компрессора регулируют с помощью натяжного устройства 7. Перед регулировкой нужно ослабить гайки крепления оси натяжного шкива 8 и гайку болта-натяжителя. Вращая болт-натяжитель по часовой стрелке, регулируют натяжение ремня. После регулировки затягивают гайки крепления оси, гайку болта-натяжителя и проверяют натяжение ремня.

Натяжение ремня привода генератора регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой нужно ослабить болты крепления передней и задней лап генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. После регулировки затягивают болты планки генератора, болт крепления передней лапы с контргайгой и гайку болта крепления задней лапы генератора.

Регулировку натяжения ремня привода насоса гидроусилителя производят аналогично регулировке натяжения ремня привода водяного насоса, т. е. путем удаления регулировочных прокладок разъемного шкива насоса. При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под действием усилия 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм.